Депутат Государственной Думы от Удмуртской Республики, заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей ИСАЕВ встретился с журналистами «Удмуртской правды» и подробно объяснил, чего россиянам ожидать в ближайшем будущем, какие меры по стабилизации ситуации внутри страны были приняты и сможет ли государство выполнять социальные обязательства.
Андрей ИВАНОВ: Андрей Константинович, события последних двух месяцев многое изменили как в системе международных отношений, так и в отдельных отраслях и направлениях деятельности внутри нашей страны. В каком режиме сейчас работают депутаты Госдумы? Как произошедшие события повлияли на работу федеральных органов власти?
– Давайте будем говорить прямо: коллективный Запад, возглавляемый правящими кругами Соединённых Штатов Америки и Великобритании, начал против нас войну. Совершенно очевидно, что она идёт по всем фронтам: и на культурном фронте, и на информационном, и на экономическом, ну а на Украине сегодня происходят горячие боестолкновения. Украина в данном случае используется коллективным Западом в качестве инструмента в войне против нас. На войне как на войне. Нам приходится многие решения принимать более оперативно. Сегодня Государственная Дума работает в тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации, с Центральным банком России, стараясь оперативно реагировать на все возникающие проблемы и вопросы.
Основное направление, по которому мы взаимодействуем с Правительством, – это принятие пакетов законов, которые носят антикризисный характер. Они направлены на облегчение работы бизнеса, на защиту прав наших граждан, а также на решение текущих проблем. Хочу обратить внимание на то, что в этом году мы ускорили отчёт Правительства о результатах работы за прошлый год. Понятно, что в нынешней ситуации отчёт за прошлый год интересует граждан меньше всего, поэтому мы попросили Председателя Правительства России Михаила Мишустина, чтобы он выступил не столько с итогами деятельности Правительства, сколько с теми мерами, которые предполагается принять для преодоления санкций. И, действительно, он пошёл нам навстречу: результатам работы за прошлый год было посвящено около трети его доклада, всё остальное время он говорил об антикризисных мерах в экономике и социальной сфере. На это были обращены все вопросы со стороны депутатов. Всего их было задано 26. Это своеобразный рекорд. Мы работали несколько часов и достаточно подробно все эти вопросы обсудили.
Также мы активно участвуем в информационной работе. Если в предыдущий созыв я время от времени появлялся на телевидении для обсуждения социальных вопросов, в которых считаю себя более компетентным, то сейчас я буквально мобилизован на информационный фронт. Мне приходится практически в ежедневном режиме участвовать в программах на Первом канале и на «России 1». Госдума должна выступать со своей позицией, разъяснять то, что сегодня происходит.
Многие мои коллеги выезжают в Донецкую и Луганскую народные республики. Например, депутаты Госдумы, которые по основному роду деятельности являются врачами, оперировали там местное население. Многие ездят на Донбасс в составе гуманитарных конвоев.
Активную работу мы пытаемся вести и на международной арене. Вы знаете, что эта работа серьёзно осложнена, потому что практически все депутаты Госдумы, за исключением меньшинства, попали под санкции со стороны Европейского союза, Великобритании, Канады, Австралии, Соединённых Штатов Америки. Эти страны всячески пытаются блокировать наши выходы на международные площадки: приостановлено членство Российской Федерации в Совете Европы, в Парламентской ассамблее Совета Европы, в Международной организации труда. Тем не менее, мы активно работаем с теми странами, которые не вошли в список недружественных.
По решению Госдумы наиболее активные депутаты возглавили группы дружбы с парламентами других стран. Мне, например, поручена Бразилия. Кстати, когда наши враги говорят, что весь мир против нас, они лгут. Две трети стран мира (а если исходить из численности населения, то три четверти земного шара) заняли нейтральную позицию по отношению к тому, что происходит на Украине, либо поддерживают Российскую Федерацию в той или иной форме, как Китайская Народная Республика.
Конечно, при этом депутатам крайне важно не терять связь со своими избирателями. Поскольку сегодня очень много встреч и мероприятий проводится в Москве, мне не всегда удаётся приехать в Удмуртию. Тем не менее, я стараюсь постоянно поддерживать связь с республикой. За последние два месяца я провёл встречи в режиме видеоконференции с активами пяти районов Удмуртии, входящими в мой избирательный округ. Вопросы, которые ставят передо мной избиратели, стараюсь оперативно отрабатывать с Правительством республики и, конечно, на федеральном уровне.
На мой взгляд, у Государственной Думы сейчас две задачи. Первая – взаимодействовать с исполнительной властью, чтобы её подстраховать, а вторая – держать связь с регионами, чтобы корректировать те решения, которые принимаются в интересах людей.
В ближайшее время нам предстоит принять серьёзные решения по целому ряду вопросов, касающихся бюджетного планирования. Мы дали Правительству дополнительные полномочия, связанные с изменением бюджета. Теперь оно может принимать целый ряд решений без внесения поправок в бюджет, но по согласованию с трёхсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений, в которую входят представители Правительства, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Деятельность комиссии связана с распределением бюджетных средств. Как депутат Госдумы, я тоже вхожу в её состав. Например, комиссией было принято решение о выделении регионам 51 млрд рублей из федерального бюджета на поддержку занятости. Размер субсидии, предоставленной Удмуртской Республике, составил 350 млн рублей.
Сейчас очень важный для органов власти и для страны в целом момент, потому что мы приступаем к планированию бюджета на 2023 год. Это будет первый бюджет, свёрстанный в практически военное время, и задача номер один – по максимуму сохранить финансирование национальных проектов. Хотя мы понимаем, что доходы бюджета сократятся, а расходы, наоборот, возрастут. Например, нам предстоит увеличить целый ряд социальных расходов, увеличится и прямая финансовая помощь определённому количеству предприятий и компаний.
Владимир БАЙМЕТОВ: Практически сразу после начала специальной военной операции в Госдуме был создан Совет по вопросам социальной защиты и поддержки граждан в условиях санкций, который лично возглавил Председатель Госдумы Вячеслав Володин. Вы стали заместителем председателя и ответственным секретарём Совета. Расскажите, какие первоочередные вопросы были вами рассмотрены и каковы первые результаты работы Совета?
– Совет по вопросам социальной защиты и поддержки граждан должен скоординировать работу думских комитетов и привлечь общественность к решению самых важных вопросов, поэтому в состав совета входят не только депутаты, но и представители профсоюзов, объединения работодателей, инвалидов, потребительские общества. Причём представители общественности составляют большую часть членов Совета, чтобы они могли непосредственно влиять на принимаемые решения. Мы провели совещание и определились с главными направлениями работы, на которых сосредоточили свои усилия.
Первое – это, естественно, сдерживание роста цен. По этому вопросу мы провели внеплановую встречу с руководителем Федеральной антимонопольной службы. По его словам, рост цен обусловлен как объективной, так и субъективной составляющей. Он вызван изменением курса валют и проблемами с поставками ряда импортных товаров, но при этом имел место и монопольный сговор, по крайней мере, в двух отраслях – в металлургии и на рынке продовольственных товаров.
Металлурги сразу пошли навстречу Минпромторгу, который потребовал от них снизить цены на 30%, поскольку налицо были признаки сговора. Что касается сговора по ряду продовольственных товаров, например, тому же сахару, то он точно имел место быть. Мы попросили Председателя Правительства сказать об этом открыто, и он это сделал. Было возбуждено 7 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Виновные получат большие штрафы (в размере 15% годового оборота компании), а также будут привлечены к уголовной ответственности.
Понятно, что Федеральная антимонопольная служба может проверять монополизированные сектора экономики, но рост цен может быть обусловлен не только картельным сговором, но и спекулятивной составляющей. В связи с этим мы подготовили изменения в антимонопольное законодательство, которые позволят Федеральной антимонопольной службе проверять обоснованность цен. Если ФАС зафиксирует резкий рост стоимости товаров, она сможет потребовать его обоснование. В качестве крайней меры нами могут быть приняты поправки, дающие Правительству право вводить временное регулирование цен, как это было сделано в 2020 году в отношении лекарств и медицинских изделий. Но пока кабмин воздерживается от этого решения, потому что боится спекуляции, ухода в тень, возникновения «чёрных рынков» и прочее. Пока Правительство обходится экономическими мерами – увеличением ввозных пошлин, запретом на экспорт отдельных товаров, чтобы ими насытить внутренний рынок. Кабмин активно работал над снижением цены на бензин, потому что она заложена в стоимость других товаров. В Правительстве считают, что им удаётся сдерживать инфляцию.
Вторая тема, которую мы сразу же подняли и начали обсуждать, – это ситуация в сфере занятости. До введения санкций в нашей стране работали 29 700 иностранных компаний, их годовая выручка достигала 32 трлн рублей (для сравнения размер федерального бюджета составляет 23 трлн рублей), балансовая стоимость активов всех этих компаний была равна 73 трлн рублей. Два миллиона человек работали на этих предприятиях. Я уже не говорю о том, что они имели смежников, для которых выступали в качестве клиентов.
После ухода ряда иностранных компаний с российского рынка мы с Правительством договорились о том, что ряду предприятий просто надо дать время на то, чтобы они нашли новых клиентов, наладили новые логистические цепочки и снова начали работать в полную силу. Мы предлагали выдавать таким предприятиям кредиты на выплату зарплат, но Правительство нас не поддержало, В итоге мы нашли компромиссный вариант: они могут получить деньги на переквалификацию своих сотрудников и на организацию временных работ. Второе, о чём мы договорились с Правительством, – выдача предприятиям льготных кредитов. При нынешней ключевой ставке 17% кредиты становятся неподъёмными, поэтому кабмин расширил портфель льготных кредитов. Михаил Мишустин заверил нас, что из бюджета федерации будет выделено около 1 трлн рублей на их выдачу. Это даст предприятиям возможность свободно решать целый ряд проблем и вопросов.
Конечно, есть и такие предприятия, которые, объективно говоря, закроются. Если говорить об иностранных компаниях, то мы внесли законопроект об их национализации. Речь идёт о том, что если какая-то компания, не имея на то экономических оснований, вдруг прекращает свою работу, она подпадает под статью о преднамеренном банкротстве. В этом случае мы предлагаем вводить внешнее управление, а через три месяца продавать эту компанию на рынке при условии, что покупатель сохранит не менее двух третей трудового коллектива и не менее года будет работать по тому же профилю. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении Госдумы. Сейчас Правительство ведёт работу с иностранными компаниями, предлагает им разные варианты развития событий. Например, компания может сама продать свои активы либо передать их в доверительное управление.
Как будет решаться вопрос с трудоустройством тех, кто всё-таки потеряет работу? Во-первых, Правительство выделит дополнительные деньги на оказание помощи в рамках социального контракта. При этом мы планируем увеличить сумму, выделяемую на открытие собственного дела. Сейчас она составляет 150 тысяч рублей. Мы предлагаем предоставлять гражданам, планирующим начать собственный бизнес, до полумиллиона рублей. Во-вторых, мы дали службе занятости право оказывать услуги по консультированию, поиску работы, переобучению, в том числе и тем, кто формально работает, но находится под угрозой увольнения. Раньше она могла работать только с безработными.
Ещё одна важная тема, на которой мы сконцентрировались, – это стабилизация ситуации на рынке лекарственных препаратов. Сразу хочу сказать, что на сегодняшний день ни один производитель не заявил об уходе с российского рынка. Вообще, конвенция ООН запрещает распространять санкции на лекарственные препараты, но в нынешней ситуации это положение может быть проигнорировано. Тем не менее, поводов для беспокойства нет. Во-первых, Минздрав формирует нормативный запас лекарств, а во-вторых, ещё в прошлом году мы приняли Закон о принудительном лицензировании лекарств, который позволяет производить лекарственный препарат без согласия патентообладателя, если создаётся угроза жизни и здоровью наших граждан. Например, если иностранная компания откажется поставлять лекарства в Российскую Федерацию, наша страна сможет выпускать эти препараты сама, игнорируя патент. Кроме того, мы планируем в течение нескольких лет наладить собственное производство фармацевтических субстанций. Сегодня 70% отечественных лекарств производится из импортного сырья. Важно то, что поставляется оно в основном из Китая и Индии.
И, наконец, четвёртое направление деятельности Совета – это обеспечение стабильной работы финансовой системы. Коллеги из оппозиционных фракций критиковали решение поднять ключевую ставку до 20%. Мы считаем, что в тот момент оно было правильным. Во-первых, это позволило пресечь валютные спекуляции, а во-вторых, дало возможность повысить ставки по вкладам населения. В итоге люди практически полностью вернули в банки свои вклады, которые они бросились снимать в первые дни, когда рубль начал дешеветь.
Татьяна ИВАНЦОВА: Недавно в Госдуме состоялся ежегодный отчёт Правительства Российской Федерации. Какие основные меры по стабилизации текущей ситуации уже приняты федеральными органами власти и что планируется в ближайшее время?
– Прямая поддержка отдельных отраслей экономики. Если в период пандемии коронавируса государство поддерживало в основном малый и средний бизнес, то сейчас наша задача – поддержать занятость в ключевых отраслях: в промышленности, строительстве, транспорте. Крупные предприятия получат дополнительные средства за счёт кредитования и размещения государственных заказов. Это позволит им удержаться на плаву.
В отношении малого и среднего бизнеса принят ряд мер, которые должны создать максимально комфортные условия для открытия и ведения собственного дела. Это отсрочка платежей, перенос лицензирования, запрет на проведение проверок и прочее.
Что касается граждан, тут меня часто спрашивают: «Сможет ли государство выполнять свои социальные обязательства в полной мере?». Железная гарантия, что сможет. Наш бюджет рассчитан исходя из цены на нефть в размере 42,5 доллара за баррель. Сейчас цены на энергоносители существенно выше. Да, США заморозили наши золотовалютные резервы, но эти средства и так не использовались для текущих платежей. Зато сейчас Россия получает почти миллиард долларов в день от продажи нефти и газа. Истерика, в которую ударились западные страны после начала специальной военной операции, привела к резкому росту цен, поэтому у нас есть гарантия, что как минимум в ближайшие три года государство сможет выполнять все свои социальные обязательства. Более того, после начала спецоперации Президент даже расширил меры поддержки граждан, введя новое пособие для семей с детьми от 8 до 16 лет включительно. Кроме того, Владимир Владимирович поручил Правительству провести дополнительную индексацию всех социальных выплат – МРОТа, прожиточного минимума, пенсий. Мы в свою очередь дали кабмину право принимать решение о внеочередной индексации без рассмотрения в парламенте. В Правительстве нас заверили, что в ближайшее время поручение Президента будет выполнено.
Мы также стараемся не забывать и об отдельных группах населения. Например, нами было принято важное решение о выдаче инвалидам электронных сертификатов на приобретение технических средств реабилитации (ТСР). Раньше они просто выдавались Фондом социального страхования, при этом возникало много жалоб. Во-первых, людям приходилось ждать, когда подойдёт их очередь, во-вторых, те технические средства реабилитации, которые выдавались Фондом социального страхования, устраивали далеко не всех. Пошли разговоры о том, чтобы выплачивать инвалидам деньги, но они имеют свойство дешеветь. В итоге было принято решение о выдаче электронного сертификата, с помощью которого можно оплатить покупку ТСР. Стоимость сертификата индексируется с ростом цен на технические средства реабилитации. Если человек захочет, он сможет добавить свои деньги и приобрести то, что нужно именно ему.
В этой связи надо отметить одну важную проблему. Стремясь поддержать малообеспеченных граждан в условиях роста цен, мы повышаем социальные выплаты. Денег на рынке становится больше, и цены опять растут. Получается замкнутый круг. Мы обсуждали эту проблему с Председателем Правительства и пришли к выводу, что надо искать неинфляционные меры поддержки населения. Электронный сертификат как раз может стать такой неинфляционной мерой, когда люди будут получать деньги целевым образом. Скажем, семьям будут выдаваться сертификаты на приобретение детских товаров, гражданам с низкими доходами – на продукты питания. При этом средства сертификата нельзя будет потратить на табак и на алкоголь. Мы будем уверены, что люди сыты, что у детей есть всё необходимое, но при этом инфляция будет минимальной. Госдума просила Правительство рассмотреть этот вопрос. Надеюсь, что соответствующее решение будет принято.
Татьяна ИВАНЦОВА: Насколько я знаю, вы тоже попали в санкционные списки. Какие ограничения действуют в отношении вас лично? Какова вероятность скорого смягчения санкций в отношении России и её граждан?
– Главное ограничение сводится к невозможности поехать в те страны, которые эти санкции ввели. Что касается имущества, то государственным деятелям – чиновникам, депутатам – запрещено иметь активы за рубежом. Если у кого-то они всё-таки были, а сейчас попали под санкции, значит, наши так называемые партнёры правильно сделали, что решили их заморозить.
Никакого особого дискомфорта из-за запрета на въезд в другие страны мы не испытываем. За весь прошлый созыв у меня не было ни одной зарубежной поездки по линии Государственной Думы, потому что я в основном занимался внутренними вопросами. Хотя, когда был председателем комитета по труду и социальной политике, часто ездил в Женеву, где находится штаб-квартира Международной организации труда. Но на сегодняшний день сотрудничество прекращено, и ехать незачем.
Что касается смягчения санкций, то нам надо настроиться на то, что теперь мы будем жить по-другому. Впереди нас ждёт сложный период – период перестройки нашей экономики. Вообще, меня часто спрашивают о том, когда всё это закончится, и начнётся нормальная жизнь. Хочу сразу сказать: наша жизнь уже не будет такой, какой она была прежде. Уровень столкновения с Западом слишком серьёзный.
Соединённые Штаты Америки и Великобритания фактически развязали третью мировую войну всеми доступными средствами. Если бы у нас не было ядерного оружия, между нами и странами Запада уже бы шла горячая война, была бы объявлена мобилизация. Только ядерное оружие удерживает их от прямого боевого столкновения с нами. Война в том виде, в каком она ведётся сегодня, тоже идёт не жизнь, а на смерть. Ради чего она ведётся, тоже понятно. США и Великобритания воюют за сохранение Бреттон-Вудской системы – международной системы валютных отношений и торговых расчётов, при которой доллар является доминирующим платёжным средством. В этой войне у них два врага – мы и Китай, потому что наши страны как раз сопротивляются этой системе больше остальных, экономика наших стран способна развиваться максимально автономно от западной. Поэтому странами Запада и была поставлена цель ликвидировать наше государство.
Елена БОРОДИНА: Недавно «Единая Россия» объявила старт предварительного голосования для отбора кандидатов на выборы в Госсовет Удмуртии. Как вы оцениваете опыт проведения праймериз? Насколько эта процедура значима и востребована?
– Прежде всего, я призываю жителей Удмуртии принять активное участие в этой процедуре. Это выгодно и партии, и избирателю. Участвуя в предварительном голосовании, люди, во-первых, помогают партии определиться с достойными кандидатами для выдвижения на выборах, которых поддерживают избиратели. При этом оценку кандидатам даёт не руководство партии, а сами граждане. Они решают, кого из кандидатов поддержать, а кого нет. Во-вторых, в ходе праймериз люди помогают нам правильно расставить приоритеты в процессе формирования партией предвыборной программы. Кандидаты выходят на встречи к будущим избирателям, слушают их предложения и понимают, чем надо заняться в первоочередном порядке. В демократическом обществе выборы не просто механизм избрания того или иного человека – это мощный двигатель решения назревших проблем.
– Сегодня Государственная Дума едина в своих взглядах?
– Мы единодушны во внешнеполитических вопросах, в вопросах отражения внешних угроз, даже в некоторых социально-экономических вопросах. Мы практически единогласно голосовали за те пакеты мер по поддержке бизнеса и граждан, которые были предложены Правительством. Тем не менее, дискуссии продолжаются. Например, серьёзная дискуссия развернулась во время рассмотрения годового отчёта главы Центрального банка России. Две фракции – «КПРФ» и «Справедливая Россия» – проголосовали против принятия постановления об утверждении отчёта и против кандидатуры Эльвиры Набиуллиной на должность председателя Центробанка. Мы можем обосновать наше решение проголосовать «за», несмотря на наличие определённых вопросов и претензий к главному регулятору финансового рынка, которые мы тоже открыто высказывали. Да, в вопросах защиты национально-государственных интересов и прав наших граждан мы проявляем максимальную сплочённость, но программы и подходы у всех партий разные. Коммунисты и эсеры стоят на левых позициях, мы – на твёрдых центристских, «Новые люди» занимают более либеральные позиции, поэтому не дискутировать мы не можем. Я считаю, что эта дискуссия на пользу.
Материал подготовила Татьяна Иванцова.
Источник: официальный сайт "Удмуртской правды"